Наши партнеры








15 мая 2011 г. Интервью с Егором Ковалевым

Егор Ковалев     Егор Ковалев в возрастной категории юношей не старше 14 лет завоевал серебро на первенстве Росси по блицу, а в классике стал победителем турнира Первой лиги. Корреспондент сайта Наталия Ушакова побеседовала с молодым перспективным шахматистом, учащимся СДЮШОР «Юность Москвы».

     – Во-первых, поздравляю с удачным выступлением! Тяжело игралось?
   –Да, было достаточно непросто, поскольку мы постоянно готовились к соперникам, но ни разу не угадали с дебютом. Каждый раз мне преподносили сюрпризы, разбираться с которыми приходилось за доской. 
     – Подолгу занимались? Оставалось свободное время?
     – Часа по два по три в день мы с моим тренером Евгением Решетниковым готовились к соперникам, разбирали партии. На отдых отводилось часа два вечером до ужина, ну и после партии, конечно.
     – Это первое выступление на всероссийском уровне, или год назад играл в Дагомысе?
     – Мне доводилось участвовать в первенстве России до 10 лет, там я занял пятое место, а на следующий год выступил неудачно.
     – Где условия лучше, в Лоо или в Дагомысе?
     – В Дагомысе, конечно лучше.
     Наверное, уже есть друзья, с которыми встречаешься на первенстве страны?
     – В основном я общался с ребятами из «Юности Москвы», хотя есть друзья с Урала, с ними познакомились именно на первенстве России.
     – Как-то специально готовились к первенству?
     Нет. Вся подготовка к соперникам шла уже в процессе игры. До этого были обычные занятия.
     – Разве не было тем, которые надо подтянуть к ответственному выступлению?
     – Как-то ярко они не проявлялись. На турнире выявились пробелы в эндшпиле и с позиционными ходами. В четвертой партии я допустил целых три ошибки, еле ушел на ничью. Это очень много.
     – А чего не хватает для того, чтобы лучше играть?
     – В первую очередь нервов. Важна психология, нужный настрой на партию. Когда он есть, и думаешь дольше, и играешь лучше.
     – Есть планы на будущее первенство России?
     – На следующий год постараюсь войти в восьмерку лучших.
     – Что нужно, чтобы успехи стали привычными?
     – Очень важен опыт. Четырнадцатилетний второразрядник в два раза сильнее двенадцатилетнего за счет опыта, у него лучше понимание позиций, больше навыков. Для этого надо больше играть.
     – Удачи и успехов!

28 апреля 2011 г. Первенство России 2011

Спортсмены СДЮШОР «Юность Москвы» завоевали восемь медалей на первенстве России

     Учащиеся столичной СДЮШОР «Юность Москвы» по шахматам завоевали восемь наград на юношеском первенстве России, завершившемся накануне в поселке Лоо Краснодарского края.
     Больше всех медалей – сразу три – выиграла Мария Северина, выступавшая в категории девушек до 16 лет. В классике она взяла серебро, в быстрых шахматах – золото, в блице – бронзу.
     Золотые медали привезли домой Семен Ломасов и Анна Захарова – они отличились в первенстве по блицу, в возрастной категории до 12 лет, среди мальчиков и девочек соответственно.
     Егор Ковалев выиграл серебро в соревнованиях по блицу в группе мальчиков до 12 лет, кроме того в этой же возрастной категории он занял первое место в Первой лиге первенства.
     Максим Вавулин завоевал бронзовую медаль в соревнованиях по классическим шахматам среди юношей не старше 14 лет.
     Поздравляем наших медалистов и желаем им новых спортивных достижений!

Мария Северина (Д16)
Тренер: А.З. Ахметов

Классика: 1 место
Быстрые шахматы: 2 место
Блиц: 3 место

Мария Северина

Семен Ломасов (М12)
Тренер: Е.Н. Кучумова

Блиц: 1 место

Семен Ломасов

Анна Захарова (Д12)
Тренер: Л.С. Белавенец

Блиц: 1 место

Анна Захарова

Егор Ковалев (М12)
Тренер: Е.А. Решетников

Блиц: 2 место
I лига, классика: 1 место

Егор Ковалев

Максим Вавулин (Ю14)
Тренер: А.З. Ахметов

Классика: 3 место

Максим Вавулин

18 февраля 2011 г. Памяти Александра Тимофеева

Памяти Александра Тимофеева

Íàçâàíèå èçîáðàæåíèÿ     18 февраля 2011 года, исполнилось 40 дней со дня кончины известного шахматного педагога, детского тренера Александра Алексеевича Тимофеева. О нем рассказывает международный мастер, Заслуженный тренер РСФСР Римма Билунова, обращаясь к внучке Александра Алексеевича Ксене.

     Твой дедушка был очень интересным человеком – талантливым шахматистом, педагогом, незаурядным инженером, кандидатом экономических наук, автором многих публикаций.
     По жизни он шел веселым и доброжелательным, уверенным в себе эрудитом, который между делом запросто писал стихи. Я познакомилась с ним, будучи шестиклассницей, когда вместе с сестрой (твоей бабушкой) пришла заниматься в шахматный кружок челябинского Дома пионеров. Саша был тогда красивым спортивным 15-летним парнем, балагуром и заводилой. В кружке он был признанным лидером среди сорока с лишним ребят. Быстрее всех выполнял квалификационные разряды, последовательно становился чемпионом города и области среди юношей и среди взрослых.

Íàçâàíèå èçîáðàæåíèÿ   

На закрытии чемпионата Челябинской области, где Александр Тимофеев стал чемпионом, а 11-летний Ана-толий Карпов из Златоуста выполнил норму кандидата в мастера. Январь 1963 г.
Слева направо: Б.Калинкин, Р.Казьмина (Билунова), А.Тимофеев, А.Карпов, Т.Казьмина (Тимофеева).

          До умопомрачения увлекался кино и музыкой. Был влюблен в аргентинскую актрису Лолиту Торрес, хорошо знал и отлично исполнял все ее песни из знаменитого фильма "Возраст любви". Хвастался, что посмотрел этот фильм 27 раз.
     Знал и пел на итальянском языке весь репертуар Марио Ланца из кинофильма "Великий Карузо", где Ланца исполнил главную роль.
Íàçâàíèå èçîáðàæåíèÿ     Обожал Ильфа и Петрова. С самозабвением на спор "шпарил" наизусть целые страницы из "Двенадцати стульев" и "Золотого теленка". На каком-то литературном конкурсе получил даже "Орден Золотого Теленка" за лучшее знание творчества этих замечательных сатириков.
     В промежутках между увлечениями твой дедушка закончил с серебряной медалью элитную школу №10 и Челябинский политехнический институт. Получил диплом инженера-энергетика, женился на твоей бабушке и с головой ушел в работу. Он оказался яростным трудоголиком. Занимался наладкой электрических сетей и электрооборудования на подстанциях, промышленных предприятиях и других объектах. "Мотался" в командировки по всему Уралу.
     Шахматы пришлось забросить. Хотя по свидетельству самого Анатолия Карпова, Саша играл уже тогда в силу хорошего мастера. Но времени катастрофически не хватало. Появилась на свет твоя мама, что еще больше добавило проблем и забот.
     На работе его очень ценили, доверяли самые сложные участки и в конце концов направили в Индию - налаживать электрооборудование на Бхилайском металлургическом комбинате. Поехал туда с женой и годовалой дочкой.
     Пока они были в Индии, родители твоей бабушки всем семейством перебрались в Москву. Сашина мама переехала в Москву еще раньше. Поэтому логично, что после окончания контракта наши "индийские путешественники" последовали вслед за родственниками.
     В Москве твой дедушка поменял профессию. Работая на стыке техники и экономики, он защитил экономическую диссертацию и неожиданно вернулся в шахматный мир. Поработал научным сотрудником, а потом и руководителем лаборатории шахмат во Всесоюзном НИИ физкультуры и спорта. Позже сотрудничал с чемпионами мира Анатолием Карповым и Гарри Каспаровым.
     А потом были "лихие девяностые", которые многих людей повергли в смятение. Закрывались предприятия и учреждения, ломался привычный уклад жизни.
     Твоему дедушке тоже пришлось "пометаться", пока благосклонная судьба не привела его в шахматную педагогику. Он стал практически заниматься шахматами с младшими школьниками на правах преподавателя дополнительного образования. В гимназиях и обычных школах он обучал детей азам шахматной игры, увлекшись этой работой всерьез и надолго, постепенно вырастая из обычного преподавателя в опытного педагога.
Íàçâàíèå èçîáðàæåíèÿ     Дедушка любил своих подопечных и они отвечали ему тем же. Он сумел найти правильный подход к своим маленьким слушателям, полностью владел на уроках их вниманием, увлекал их своими рассказами о мудрой игре. При таком доверительном контакте дети готовы были слушать своего учителя бесконечно и огорчались, когда звонок прерывал занятия. Уроки Александра Алексеевича были для ребят настоящими праздниками.
     Будучи от природы аналитиком, дедушка обобщал опыт работы с детьми и разрабатывал свою методику преподавания шахмат в начальной школе. По этой теме он написал много статей, опубликованных в шахматной периодике. Выпустил две печатные работы "Уроки шахмат в начальной школе" и "Концепция обучения шахматам в начальной школе".
     Принимал участие в работе семинаров и конференций, посвященных проблеме "шахматы - школе", где был активным участником дискуссий и споров. У него была мечта - выпустить методическое пособие для преподавателей шахмат в младших классах. Он долго работал над его созданием, но закончить не успел...
Íàçâàíèå èçîáðàæåíèÿ     Вот таким был твой дедушка. Ты мало знала его, потому что они с твоей бабушкой после 25 лет совместного проживания расстались еще до твоего рождения. Конечно, он иногда приходил к вам в гости и радовался, глядя на внучку.
     А когда не стало твоей мамы, дедушка все эти

А.Тимофеев с внучкой Ксенией.
Сентябрь 1999 г.

     12 лет постоянно и существенно помогал твоей бабушке в решении житейских проблем, связанных с твоей учебой, воспитанием и образованием.
     Он был хороший и достойный человек, твой дедушка. Вспоминай его.

     Многим теперь будет не хватать его – родственникам, друзьям и, конечно, детям, которых он учил и очень любил. Остается помнить.

Íàçâàíèå èçîáðàæåíèÿ

2010 г.

16 февраля 2011 г.

Будем надеяться на благосклонность звезд...

Валерий Чехов     В последнее время широко обсуждается вопрос о неудачном выступлении нашей детской сборной на первенстве мира 2010. Мне бы хотелось по этому поводу высказать свое мнение.
     Для того чтобы выйти на стабильный уровень выступлений в детских соревнованиях на международном уровне, необходимо наличие определенных условий.
      В первую очередь, это целенаправленная постоянная работа с лучшими мальчиками и девочками, которые готовы заниматься профессионально. До прихода Е.И. Бареева в детские шахматы,  этот процесс был хаотичным, и Шахматная  федерация к нему не имела никакого отношения. Каждый «выкручивался» как мог: спонсоры, богатые родители. Если же средств не было, то все заканчивалось достаточно плачевно. С 2005 года ситуация улучшилась, была открыта школа Бареева, которая просуществовала до конца 2010 года. В 2006 году была открыта шахматная специализация в спортивном интернате в Москве, и, которая, скорее всего, закроется в 2011 году. Цели, поставленные  перед школой Бареева и интернатом -  не были достигнуты. Поэтому, школу Бареева решили расформировать, а интернат закрыть за бесперспективностью.
     Почему не удалось получить те результаты, которые планировались?
     Есть несколько причин:
          1. Существовали приоритеты привлечения детей на сборы, но они не соблюдались по той простой причине, что многие тренеры не очень охотно отпускали своих учеников на школу Бареева. И, это можно понять: они вложили в этих детей много сил и времени, довели их до чемпионского уровня и вдруг, в тренировочный процесс вклиниваются другие люди. Соответственно, уже не понятно кто больше участвует в прогрессе ученика. Поэтому, учеников брали перспективных, но не лучших. Была очень большая текучка, дети менялись постоянно. Естественно, за один-два сбора достичь существенного прогресса – невозможно! Да и тренерам школы Бареева становилось работать все сложнее и сложнее, так как они понимали, что большинство детей они видят в первый и последний раз. Смысл работы начал постепенно исчезать. Тренеры школы  неоднократно просили Евгения Ильгизовича Бареева решить эту проблему, ввести систему контрактов. Но, юридически, это было невозможно, так как до 16 лет заключить контракт с ребенком было нельзя: контракт будет недействительным. Но, на мой взгляд, без решения вышеизложенной проблемы говорить о качественной тренерской помощи не приходится.
          2. Был очень слабый контроль над работой детей между сборами. Конечно, им давались задания. Но, у тренеров школы практически не было рычагов воздействия. Поэтому, выполнялись эти задания далеко не всегда. Если ребенок две недели работает, затем три месяца отдыхает  или занимается малоэффективно, то рассчитывать на какой-либо результат – не приходится. На мой взгляд, контроль над работой ученика должен быть постоянным. И, это является одним из главных моментов тренировочного процесса. Но, школьной системой обучения этот контроль наладить не удается.
          3. Самая главная проблема – отсутствие стройной научной системы подготовки шахматистов, которая обеспечивала бы максимальный эффект от занятий шахматами. В любом виде спорта (футбол, большой теннис, фигурное катание и др.) каждая выдающаяся школа обладает уникальной системой подготовки. Это главная причина ее успехов. На это расходуется много материальных средств, но в хорошо финансируемых видах спорта, эти затраты быстро окупаются. В шахматах такой системы нет, и никогда не было. Если говорить о советской шахматной школе, то у нас была отличная структурная составляющая: много кружков, Дворцов пионеров, много соревнований, господдержка. Как результат – около 5 миллионов занимающихся шахматами. И, количество переходило в качество. Каждый год появлялись десятки хороших шахматистов. Но какой-то особой системы подготовки все равно не было. Каждый занимался, как мог и как хотел. Сейчас ситуация такая же, ничего не изменилось. Конечно, каждый тренер пытается улучшить свою работу. Но, зачастую, эти изменения не очень существенны. На мой взгляд, одному человеку не поднять много направлений. Нужно выводить на хороший уровень и шахматную подготовку, и подключать психологическую составляющую, и обеспечивать хорошую физическую подготовку… На все это не хватит ни времени, ни сил, ни образования. По-хорошему, нужно собрать человек 20 лучших тренеров, психологов, специалистов по физической подготовке, педагогов, методистов и несколько десятков детей разного возраста и различных разрядов. И, в течение нескольких лет, отрабатывать все направления, которые есть в шахматах, все психологические моменты и физическую составляющую, учитывая при этом возрастные особенности. Вся собранная информация подвергается обработке и анализу. Как итог, качество работы тренеров возросло бы многократно, сразу бы эффективнее заработали бы и школы, и СДЮШОРы, и интернат.
          В интернате проблема только одна – отсутствие научно отработанной системы. Поэтому, мы, тренеры интерната, и не смогли показать те результаты, на которые рассчитывали. Хотя, мы с  Сергеем Николаевичем Архиповым в постоянном поиске, все время пытаемся улучшить нашу работу. И результаты, которые показывают наши ученики - одни из лучших в стране. Однако, при наличии системы, результаты могли бы быть совсем другими.
          Что происходит в данный момент?
          Созданы две новые школы, в которых занятия ведут лучшие шахматисты страны. В принципе, мы все это уже проходили. На первом сборе школы Бареева были: А.С. Морозевич, С.В. Долматов, М.И. Дворецкий, Е.А. Васюков, сам Евгений Ильгизович Бареев. В том же 2005 году у нас были Шипов С., Сорокин М. Это последние несколько лет тренерский состав практически не менялся. А в начале у нас на всех сборах были ведущие шахматисты. Сказать, что у нас на первых сборах результативность была выше, чем в последующие годы – я не могу. На мой взгляд, без решения тех трех проблем, которые я обозначил выше, эффективность работы школы поднять невозможно. Особенно, без создания системы. Выдающиеся шахматисты не всегда хорошие тренеры. В тренировочном процессе много тонкостей, которые они могут не знать. А, всерьез заниматься тренерской работой пока никто из них и не хочет, поскольку они прекрасно понимают, что должны работать, в первую очередь, на себя. А, надеяться на то, что у детей, которые увидят топ-шахматистов, сразу исчезнут все их шахматные и психологические проблемы – несколько наивно.
          Сейчас декларируется, что через два-три года мы будем «впереди планеты всей». А, можно вопрос, за счет чего??? Структурные позиции мы проиграли. Думаю, что в тех же Индии и Китае, приток шахматистов многократно больше, чем у нас. Поэтому, количество перейдет в качество у них, а не у нас. В Китае, Индии, даже в маленькой Армении – государственная поддержка, следовательно, у них есть и психологи, которые не только работают с детьми во время тренировочного процесса, но и поддерживают спортсменов почти на всех соревнованиях. Все перспективные спортсмены обеспечены тренерской помощью и хорошими соревнованиями. И, восточные люди всегда знают, что главное, а что второстепенное и умеют правильно расставлять приоритеты. Поэтому предполагаю, что научную систему обучения в этих странах разрабатывают давно.
          Что есть у нас? По структурным позициям, мы их уже не догоним никогда! Государственной поддержки нам в ближайшее время ожидать тоже не приходится. Нет государственной поддержки – нет и средств на разработку системы. И как мы их перегоним? Единственное, что у нас есть – это школы, эффективность работы которых – под большим вопросом. Интернат, самая эффективная форма работы, находится на стадии вымирания: от Российской шахматной федерации мы не получили за последние два-три года – ни копейки! А интернат в 2010 году на шахматы (на 10 учеников и двух тренеров) выделил аж (!) 30000 рублей. В этом году финансирование еще уменьшится. Можно в таких условиях работать?
          В Китае, кстати, нет никаких школ. Там есть отдельный шахматный интернат, в который приглашаются лучшие дети страны. Они сразу же поняли, что работа в интернате самая эффективная. Все под контролем, можно заниматься и шахматами, и психологическими проблемами, и физической подготовкой. У нас такого отдельного интерната, скорее всего, не будет никогда. Но тогда надо укреплять и расширять хотя бы то, что есть! А у нас все лучшее – целенаправленно уничтожают.
          В тех странах, о которых я говорил (а есть и другие страны, о которых мы мало знаем, например Вьетнам, Турция), решают проблемы шахматного развития страны системно. Мы, как всегда -  залатываем дыры. На мой взгляд, исходя из той ситуации, которую я описал, состояние детских шахмат в России – не плохое! Оно – катастрофическое! То, что мы с таким подходом будем второсортной шахматной державой – это уже не вопрос десятилетий, а вопрос нескольких лет. Значит ли это, что у нас не будут появляться хорошие, сильные шахматисты? Конечно, будут! Но этот процесс будет хаотичным, непредсказуемым.
          Можно ли изменить ситуацию? Я вижу только один вариант: так как в структурном отношении дела плохи и на господдержку мы не рассчитываем, то только открытие специализированного шахматного интерната и создание на его базе группой специалистов самого высокого уровня научной системы обучения шахматистов, дадут нам реальный шанс изменить ситуацию. Но это – из области фантастики. Думаю, что даже А.В. Дворкович не сможет решить такую сложную проблему. И мы еще десятилетия будем залатывать дыры.
          Ну, и все же: кто виноват в плохом выступлении нашей детской сборной? Да никто! Это пока вопрос везения. Виноваты звезды! Они на тот момент были по отношению к нам, плохо расположены. Будем надеяться на благосклонность звезд в следующий раз!

Валерий Чехов
Гроссмейстер, тренер по шахматам МУОР №1


страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10
   

Школа
Выездные турниры, учебно-тренировочные сборы и экскурсии
Официальные документы РШФ и ФИДЕ
ПРАВИЛА ШАХМАТ
Статьи / интервью
Детско-юношеская комиссия ШФМ
РЕЙТИНГИ СТОЛИЧНЫХ ШАХМАТИСТОВ
СШОР "Юность Москвы" по шахматам
Преподаватели школы
Вопросы - ответы
История шахмат в Москве до наших дней
Расписание занятий
События



Актуально

 Командные чемпионаты России

 Первенство Москвы онлайн

 Турниры в ЦДШ

Полезно


Рейтинги

Яндекс.Метрика







Новости Обозрение Школа Игра Клуб Тары-бары

Шахматный клуб им. Т.В. Петросяна © 2001-2019