Наши партнеры








Сценарий телевизионной передачи «Шах и Мат»

Сценарий телевизионной передачи «Шах и Мат»

СОДЕРЖАНИЕ:
Основная идея
Потенциальная аудитория
Участники
Содержание передачи
Декорации
Порядок игры
Участие зрителей
Награждение победителей
Перспективы

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ

Название изображения     В основе этой передачи лежит соревнование между детскими командами по решению шахматных задач. Это делает ее не только развлекательным интеллектуальным спортивным шоу, но и учебно-воспитательной передачей, способствующей развитию у детей логического мышления, а также навыков конструктивного общения и социальной самоорганизации.

ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ АУДИТОРИЯ

     Для участия в игре и понимания происходящего в ней необходимы самые элементарные знания шахматной игры, которым легко обучаются дети, начиная с 4-х летнего возраста. Поэтому передача рассчитана на семейный просмотр с возможностью активного участия в игре зрителей. По данным Международной Шахматной Федерации (ФИДЕ) в настоящее время в мире имеется более 500 млн.  людей, умеющих играть в шахматы. Мировыми лидерами по числу шахматных любителей являются Россия и другие страны СНГ, Китай, Индия, Евросоюз, США и другие. При этом на современном телевидении отсутствуют игровые шахматные передачи. Предлагаемая передача «Шах и Мат» не имеет языкового и культурного барьера и призвана заполнить указанный пробел.

УЧАСТНИКИ

     В игре участвуют детские команды (две или более), в каждой не менее 2-х человек (например, по 4 человека, мальчики и минимум 1 девочка). Участие детских команд обеспечивает любительский уровень игры, доступный всем зрителям, имеющим элементарные знания шахматной игры.
     Для участия в телевизионной игре могут привлекаться команды учащихся обычных или специальных школ.
     Ведущий организует процесс игры и обеспечивает другие, предусмотренные сценарием, действия (смотрите содержание передачи).
      В качестве экспертов на передачу можно приглашать известных гроссмейстеров, тренеров, педагогов и детских психологов для обсуждения соответствующих проблем шахмат, школьного образования и воспитания (развитие логического мышления, социализация личности детей, в частности, развитие у них навыков общения, проведение группового социально-психологического тренинга и т.д.).

СОДЕРЖАНИЕ ПЕРЕДАЧИ

     В основе передачи лежит командное решение шахматных задач, суть которых заключается в том, чтобы в предлагаемой позиции фигурами одного цвета (белыми) поставить мат Королю другого цвета (черному) за определенное число ходов (2, 3 или более). Победителем становится команда, которая быстрее других найдет правильное решение задачи.
     В начале передачи и/или в перерывах между турами игры ведущий или приглашенный эксперт может напоминать зрителям элементарные правила шахматной игры, необходимые для решения задач.
     Во время перерыва в игре можно давать короткий информационный репортаж о последних событиях в шахматном мире.

ДЕКОРАЦИИ

     В качестве декораций используются: одна демонстрационная шахматная доска с магнитными фигурами (или ее электронный аналог) для демонстрации позиции шахматной задачи и ее решения, а также столы, за каждым из которых располагается одна из команд.
     На каждом столе имеется обычная шахматная доска и набор шахматных фигур, а также приспособление, с помощью которого команда может объявить о нахождении правильного решения, например, кнопка, при нажатии на которую на столе загорается цветная лампочка.
     Если команд больше 2-х (например, 5), для удобства трансляции можно выделить один стол для команды лидера в игре на данном этапе, победившей в предыдущем туре. Именно на сидящую за этим столом команду во время обсуждения будут направлены основные телекамеры. Например, можно расположить все столы по кругу, а стол команды лидера в центре круга.
     Для игры также необходимы одни часы (или их электронный аналог) для хронометража процесса обсуждения задач. Учитывая, что это детская игра, желательны и дополнительные украшающие декорации.
     В зале для игры могут располагаться места для зрителей – родственников и друзей участников или просто любителей шахматной игры и интеллектуальных шоу.

ПОРЯДОК ИГРЫ

     1. В каждом туре с помощью того или иного вида жеребьевки выбирается очередная шахматная задача и передается ведущему.
     2. Позицию задачи сначала  видит только ведущий. Он сообщает ее участникам и устанавливает на демонстрационной доске в таком порядке, чтобы до установки последней фигуры сохранялась интрига задачи. Например, так: сначала объявляются координаты пешек белых и черных, затем координаты легких фигур, затем тяжелых фигур. И только в последнюю очередь объявляются координаты белого и затем черного Королей.
     Такой порядок рассчитан и на участие в игре зрителей, которые получают возможность одновременно с участниками игры установить позицию задачи на шахматной доске у себя дома.
     3. Как только названы координаты черного Короля – команды приступают к обсуждению задачи с возможностью перемещения фигур, и любая команда, первая решившая задачу, может нажать кнопку-сигнал.
     4. Представитель команды, которая считает, что решила задачу, подходит к демонстрационной доске и показывает на ней свой вариант решения. При этом он играет белыми фигурами, а ведущий (или эксперт) - черными.
     Если решение правильное (шах и мат) - переходят к следующему туру. При этом победившая команда садится за центральный стол лидера.
     Если решение неправильное – команда пропускает этот и, возможно, следующий тур, а игра продолжается.
    5. В каждом отдельном туре побеждает команда, первая решившая задачу. Во всей игре побеждает та команда, которая наберет больше побед (очков) после определенного числа туров (например, после 8 туров).

ХРОНОМЕТРАЖ

     1. На решение шахматной задачи командам дается определенное время (1, 2, 3 или более минут). Если за это время решение не будет найдено, ведущий показывает правильное решение и игра переходит к другой задаче.
     2. Можно усложнить игру и дополнительно ввести следующие правила ее хронометража:
     а. Если одна из команд нашла правильное решение задачи в 1-ю минуту обсуждения – ей дается, например, 1 очко.
     б. Если в 1-ю минуту найти решение никому не удалось и оно будет найдено только на 2-ой минуте – начисляется, например, 2 очка.
     в. Если за еще большее время, например, решение найдено только на 3-ей минуте  – команда получает, например, 3 очка. В этом случае зрителям уже можно показывать на экране правильное решение задачи.
     г. Если и за 3 минуты решение данной задачи не будет найдено – ее очки могут переходить на следующую задачу.

УЧАСТИЕ ЗРИТЕЛЕЙ

     В игре могут участвовать зрители, пытаясь одновременно с командами решить ту же шахматную задачу у себя дома на обычной шахматной доске.
     Более активно могут участвовать зрители–дети соответствующей возрастной группы. Для обеспечения обратной связи желающих участвовать в игре детей заранее можно внести в компьютерную базу данных передачи – прислать в редакцию по СМС их данные (имя, фамилию и возраст).
     Самостоятельно найденное ребенком правильное решение задачи необходимо прислать в редакцию по СМС до того, как оно будет показано одной из команд во время обсуждения или на демонстрационной доске. На экране телевизора во время обсуждения командами можно показывать число зрителей, уже нашедших правильное решение.
     Зрители-дети, наиболее активно и успешно участвовавшие в игре, могут приглашаться на следующую передачу для участия в игре в студии. Сформированную из этих детей команду можно посадить в 1-ом туре за центральный стол лидера.
     Обратную связь редакции и зрителей можно осуществлять также через интернет сайт, который необходимо создать для передачи «Шах и Мат». Здесь же можно размещать и все дополнительные материалы передачи (информационные и методические).

НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

     Набранные командами очки после окончания игры могут обмениваться на деньги, которые будут перечислены школам, подготовившим соответствующие команды, для поощрения преподавания в них шахмат.
     Команда-победитель игры получает доступ к соревнованию более высокого уровня, а входящие в нее дети получают памятные подарки.
     Также награждаются зрители-дети, которые первыми прислали правильное решение задачи.

ПЕРСПЕКТИВЫ

     Во время передачи «Шах и Мат» могут проводиться соревнования различного уровня - городского, регионального, государственного и даже международного, так как игра не имеет языкового и культурного барьера.


страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8
   

Обозрение
Рейтинги московских шахматистов
Опросы
Статьи
Деловые шахматы
Дискуссия о работе РШФ
"Шахматная неделя"
№43-2006
№42-2006
№41-2006
№40-2006
№39-2006
№38-2006
№37-2006
№36-2006
№35-2006
№34-2006
№33-2006
№32-2006
№31-2006
Интервью
Взгляд изнутри
Взгляд снаружи
Звездный взгляд
События



Актуально

 Командные чемпионаты Москвы

 Чемпионаты Москвы по рапиду

 Чемпионаты Москвы по блицу

 Турниры в ЦДШ

Полезно


Рейтинги

Яндекс.Метрика







Новости Обозрение Школа Игра Клуб Тары-бары

Шахматный клуб им. Т.В. Петросяна © 2001-2019