Наши партнеры

"Шахматная неделя" №50-2005

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ

В профессиональные шахматы я пришел через желание путешествовать и увидеть мир! И свою мечту реализовал, можно сказать, в полной мере – мир посмотрел. (Осталось только побывать в центре Африки и Австралии; Южный и Северный полюсы в расчет не принимаем.) Поскольку все шахматисты-профессионалы и даже любители немного путешественники, то у них есть немало впечатлений и наблюдений. Приглашаю поделиться ими с читателями на страницах «ШН», рассказать какие-нибудь забавные или поучительные истории, связанные с путешествиями. Надеюсь, мой рассказ окажется интересным как тем, кто много путешествует, так и изредка выезжающим из родного города.

Название изображения     Играть в шахматы я научился в 6 лет, норму мастера выполнил в 17 и даже играл в этом возрасте в чемпионате СССР, пробившись через отбор. Но это, честно говоря, была еще любительская игра. Закончив институт, я стал работать инженером-исследователем на кафедре двигателей внутреннего сгорания Челябинского политехнического института. Была у меня интересная тема для диссертации, и я с увлечением работал по 12-14 часов в сутки, без выходных. О шахматах, тем более профессиональных, даже не думал. Но как-то прочитал в «64», что первенство мира среди студентов пройдет в Пуэрто-Рико, а чемпионат СССР среди молодых мастеров – в Киеве. Какие-то шахматные успехи у меня к этому моменту уже имелись, и старший тренер молодежной сборной Анатолий Авраамович Быховский в последний момент включил меня в состав участников турнира в столице Украины.
     Это была моя третья попытка. Первая в 1968 году в Одессе закончилась провалом – последним местом в турнире. Вторая, в Дубне-1970, тоже была неудачной: «–2». И вот третья – Киев, 1973 год. Надо сказать, на турнир я приехал после серьезной болезни, но с твердой уверенностью сыграть хорошо и попасть в первую тройку, чтобы взяли в команду. А затем оказаться в Париже или Нью-Йорке (тогда самолеты Аэрофлота летали только через эти города).
     Становиться шахматным профессионалом или гроссмейстером в тот момент я не собирался. Просто хотел увидеть мир, а другой возможности путешествовать по свету в СССР практически не было, во всяком случае, для обычного юноши, живущего далеко от столицы нашей родины – в Челябинске.
     В Киеве я неожиданно для многих, в том числе и самого себя, оторвался на полтора очка от ближайших соперников, а среди них были М. Подгаец, Б. Гулько, Г. Тимощенко и молодые А. Белявский и О. Романишин. Но это оказалось недостаточным условием для поездки – чемпионат в Пуэрто-Рико отменили.
     На следующий год старший тренер взял в команду «текущего» чемпиона, а мой чемпионский титул не дал мне никаких дивидендов. Оказался недостаточным и выход в финал чемпионата СССР и даже неплохая игра в нем. В команде 1974 года играл новый чемпион и люди по списку Анатолия Авраамовича. Меня же призвали на два года в Советскую армию лейтенантом. Далеко отодвинулась моя диссертация, но желание увидеть мир и любовь к шахматам остались.
     Только в 1976 году я вновь стал чемпионом СССР среди молодых мастеров и наконец-то попал в команду. Чемпионат мира среди студентов проходил в Венесуэле, и добирались мы туда через Нью-Йорк, где я провел шесть дней (два по дороге туда и четыре на обратном пути) в качестве поощрения за первое место, за что огромное спасибо Анатолию Авраамовичу Быховскому и Спорткомитету СССР.

ПОГОНЯ ЗА ПОЕЗДОМ

В жизни я никогда не опаздывал на самолеты и поезда, а тут так случилось, что на один и тот же поезд я опоздал несколько раз подряд. Это была осень 1999 года. Мы ехали втроем – я, Руслан Пономарев и его тренер. На вокзал в Мариборе (Словения) нас должны были доставить на машине прямо к поезду. Но водитель не очень торопился, завез нас в кафе попить чайку-кофейку, и получилось так, что мы опоздали на поезд буквально на одну минуту. Что делать? Решили его догнать: машина-то у нас есть. Поехали за поездом, но все не так просто – поезд шел быстрее.
     В Словении мы его не догнали, и на границе с Венгрией водитель пересадил нас на электричку. И вот полдня едем вдоль озера Балатон за поездом и никак не поспеваем на него пересесть. Решили перехватывать его уже в Будапеште, но нам опять не повезло – поезд приходит на один вокзал, а электричка на другой. И пока мы переезжали с одного вокзала на другой, поезд опять помахал хвостом. Мы даже видели, как он отъезжал…
     Но мы не сдавались! Сели на какой-то европейский сверхбыстрый экспресс. Ну, думаем, на этот раз догоним. Не тут-то было: подъезжаем к ближайшей станции, а поезд по-прежнему впереди нас. Мы догоняем его только на такси, но, оказывается, таксист не может выехать из Венгрии и высаживает нас за километр до границы. Ничего, перейдем пешком, и пока меняют колеса, мы спокойно сядем на свой законный поезд.
     Идем к границе. Трое человек с сумками и чемоданами подходят к пограничному пункту. Нас останавливает пограничник. Мы ему показываем паспорта, а он говорит: «Вы не на машине, а пешком здесь границу пересекать нельзя». И вот мы в первом часу ночи начинаем голосовать совершенно без какой-либо надежды, что найдется ненормальный, который остановит машину и посадит трех мужиков с огромными баулами. Но он нашелся. Какой-то украинец остановился и за 10 долларов согласился перевезти нас через границу. Преисполненные благодарности, мы садимся в машину. Он говорит:
     – Ребята, а вы куда?
     – Поезд догоняем.
     – Я еду в Мукачево. Давайте я вас туда довезу, и там сядете на свой поезд.
     И вот за те же 10 долларов мы проезжаем еще 50 километров до Мукачево, где в два часа ночи должны наконец пересесть на свой законный поезд. Впервые мы его обогнали!
     Но на этом приключения не закончились. У ребят есть украинская валюта, но ее немного. Они себе могут купить билеты, а на мой уже не хватает. А у меня были только марки, но их в кассе не принимают, в отличие от долларов!
     Что я делаю? Имея в кармане достаточно много денег (перед этим получил гонорар), выхожу на площадь и начинаю искать возможность поменять марки на украинские «тугрики». Удачно провожу обменную операцию.
     Когда я вспоминаю об этом, у меня мурашки по коже. Так действовать человека может заставить только необходимость. При других обстоятельствах я бы ни за что не решился с парой тысяч марок в кармане идти на такую авантюру. Тут ведь и за десятку могут убить! Когда мы с Русланом переходили границу, я ему сказал: «С тобой что-то произойдет!» Через два года он стал чемпионом мира.
     Надеюсь, что следующую мою спутницу по пограничным приключениям это звание еще ожидает.

НЕЛЕГАЛЬНО ЧЕРЕЗ ИТАЛИЮ

В феврале 2003 года я приезжал на юг Швейцарии тренировать Сашу Костенюк. Когда она закончила матч с молодым Сережей Карякиным, мы должны были уехать. До моего самолета оставалось два дня, и в этот момент начались снегопады. По телевидению передали, что все перевалы закрыты, и дорога в северную часть Швейцарии отрезана. Какой выход? Либо ехать в Берн и стоять по дороге к переезду через тоннель двадцать часов в очереди, либо ехать через Италию, так как там перевалы были еще открыты.
     Но здесь была одна существенная проблема. Диего (муж Саши) – гражданин Швейцарии, ему для проезда в Италию виза не нужна. У Саши есть многократная шенгенская виза, то есть также проблем никаких. А я простой российский гроссмейстер с однократной швейцарской визой. Как же мне попасть в северную часть Швейцарии, если закрыт перевал? Диего предлагает: «Поехали на границу, поговорим с пограничниками». (Граница находится в 500 метрах от того здания, где мы играли.) Подъезжаем, швейцарский пограничник говорит:
     – Да, конечно, не положено, но я все понимаю. Я могу вас пропустить, но итальянец скорее всего не пропустит.
     – А мы сейчас и с ним поговорим.
     Подходим к итальянцу. Диего ему объясняет ситуацию.
     – Конечно, это не по правилам, но ведь я могу и отвернуться…
     И вот мы под дружеские улыбки обоих пограничников пересекаем на машине Диего обе границы просто за спасибо!
     Едем по Италии. Перевал Сан-Ла Пас. Такого количества ослепительно белого снега я не видел никогда в жизни, хотя и живу в снежных местах. Красота неописуемая, кругом царит тишина и спокойствие, но они обманчивы, через день на этом перевале погибла в лавине группа сноубордистов. Подъезжаем к другой границе. Нас останавливает пограничник и интересуется, как мы здесь оказались? Мы объясняем. Он звонит тому пограничнику, через которого мы въезжали. Тот подтверждает наши слова, и нас выпускают из Италии. Дальше мы должны въехать в Швейцарию, и тут нам повезло: пограничники ушли обедать. Я спокойно снова въехал в страну, побыв два часа нелегалом в Италии.

НИАГАРСКИЙ ВОДОПАД

Летом я оказался в пикантной ситуации. Мне довелось в Канаде тренировать одну девушку, чемпионку страны. У нее интересная шахматная семья, которая любит путешествовать. И решили они показать мне Канаду – свозить на Ниагарский водопад. Как можно от такого отказаться?
     Водопад находится на границе Канады с Америкой, но наблюдать его лучше с канадской стороны – там зрелище более красивое. Мы приезжаем на стоянку прямо перед водопадом. И что-то сделали мы не так, где-то пересекли не ту линию. Заехать-то заехали, а выехать не можем: там одностороннее движение. Мы оказались в приграничной зоне, и остается только прямая дорога, если не через шлагбаум, то на мост. Наш водитель, папа девушки, решает, что ничего страшного не произойдет, если мы развернемся на этом мосту. Мы едем по мосту в Америку, и вдруг перед нами будка с пограничником. Объясняем: мы к вам не хотим, пустите нас назад – нам просто нужно развернуться. Он отвечает: «Уже нельзя. Раз заехали – всё». А в машине у нас граждане Канады, гражданка Израиля и снова один бедный гражданин России. Все имеют право проехать, кроме меня! Без меня легко развернулись бы и поехали назад, а со мной – стоп машина.
     Нас повели в иммиграционную службу к офицеру безопасности, где мы провели час, в течение которого я имел возможность полюбоваться на Ниагарский водопад уже со стороны США. Еще я с удивлением увидел в участке большие портреты Дж. Буша, ну прямо как у нас в брежневские времена.
     Пограничники соединились со своими канадскими коллегами и выясняли, примут ли они нас назад. те согласились. Итак, я возвратился из США в Канаду, имея однократную канадскую визу, хотя, чтобы получить ее, я пять дней провел в посольстве и впервые в жизни получил отказ. Только со второго раза, когда мои канадские друзья напрямую обратились к консулу, виза все-таки была выдана.
     Из-за задержки на иммиграционном пункте мы могли наблюдать потрясающий вид Ниагарского водопада в темноте. Представьте себе стену падающей воды высотой 90 метров и шириной более 180. Подсвеченная мощными прожекторами разноцветная радуга короной накрывает эту стену, и над всем этим – невероятно большая круглая желто-белая луна!!!
     Думаю, не многие из читателей видели луну и радугу одновременно, а здесь был еще и красивейший водопад. Так что мои мытарства в посольстве Канады окупились сторицей.

В РОДНОМ ОТЕЧЕСТВЕ

Рассказывая эту историю, я невольно вспомнил 1994 год, когда вместе с женой и семилетним сыном Вовой в составе российской группы шахматистов собрался лететь в Италию на международный турнир. Прохожу паспортный контроль в Шереметьево-2. Сын записан в моем паспорте. Есть свидетельство о рождении, в наличии оба родителя, но Вовиного фото в моем паспорте нет. А несколько месяцев назад МИД ввел новое правило, которое не успело дойти до ассоциации шахматных федераций.
     Так и улетел самолет в Венецию с российскими шахматистами, но без меня и моей семьи. Только на следующий год мы попали на этот прекрасный турнир, за что большое спасибо Михаилу Юрьевичу Архангельскому (руководителю и организатору нашей поездки). Вова отыгрался за то, что его не пустили в первый раз, и взял первое место в турнире «В».
     Вот я и думаю: какой штраф взяли бы российские пограничники за двойной переход границы в момент, когда другие перевалы завалены снегом? Вопрос, конечно, риторический, но интересный. Почему у нас не так, как у них? Может, квартирный вопрос виноват, а может, «в консерватории» что-то не так?!

В «РОДНОЙ» ЛАТВИИ

Я не могу находиться вместе со своей семьей в Латвии. У меня есть годовая шенгенская виза, по которой я могу поехать в любую страну Евросоюза – исключая страны Прибалтики. Короче, у меня истекли законные 90 дней, и я не могу находиться вместе со своей семьей в Латвии. А у жены кончается российская виза. Она также может без проблем ездить в страны Евросоюза, но в Россию – только по визе. То есть мы можем быть вместе, но только не в Латвии и не в России.
     У жены вид на жительство в Латвии, а у меня его нет. Я в течение 18-ти лет не могу его получить. Недавно опять отказали, а почему? Может у меня национальность не та? Я русский. Был бы евреем или татарином – все было бы в порядке; особенно хорошо в этом случае быть украинцем, а вот русским – не годится.
     Таким образом, я оказался на две недели неприкаянным. Где жить? В Челябинск ехать и далеко и дорого, а если я пересеку границу Латвии, то немедленно стану нарушителем и меня могут на 5 лет сделать «невъездным». Впрочем, благодаря шенгенской визе, скажем, в Словении я могу находиться сколько угодно. Могу быть в Швейцарии, Австрии, Франции, а в Латвии – нет, несмотря на то, что она входит в Евросоюз. Вот такой абсурд!

Евгений СВЕШНИКОВ,
гроссмейстер

"Шахматная неделя" №50-2005

БОРОТЬСЯ НУЖНО ДО КОНЦА!

Уже лет шесть подряд в декабре Москва принимает Кубок России среди женщин – по быстрым шахматам и по блицу. Последние три года эти соревнования удачно стыкуются и начинаются сразу по окончании женского международного турнира «Мемориал Е. Быковой» во Владимире. Моя подопечная Наталья Погонина до прошлого года никогда не играла в Кубках России по блицу и рапиду. В блиц мы не только не тренируемся, но и не играем вообще, просто нет времени на этот, можно сказать, интересный, но все же «другой» вид спорта. Но в прошлом году, приехав утром из Владимира в Москву и увидев, как подъезжают шахматистки, как все кипит и бурлит и вот-вот начнется интересный и скоротечный турнир, Наталья решила – сыграю! И здорово сыграла – в обеих номинациях попала в тройку, а по сумме поделила 1-е место и была награждена денежными и вещевыми призами.
     Обычно эти соревнования проводятся в ЦДШ. Но на этот раз Дом был отдан мужскому Суперфиналу чемпионата России, и шахматистки переместились в Клуб им. Петросяна. После игры участницы женских Кубков могли понаблюдать за игрой лучших шахматистов страны.
     Кубок по быстрым шахматам длился два дня – 9 туров по 25 минут на партию. Приняли участие 46 шахматисток из разных регионов России, среди них три гроссмейстера, около 20-ти международных мастеров и мастеров ФИДЕ. Соревнования демократичные, если у вас есть 1 разряд – можете играть, заплатив небольшой взнос порядка 70-100 рублей и вперед: встреча с несколькими мастерами гарантирована.
     В первый день лидерство захватила мастер ФИДЕ из Мурманска Валентина Гунина – 5 очков из 5, на очко отставала Наташа Погонина. Все решил финиш во второй день. Набрав 3,5 очка в 4-х оставшихся партиях, Наталья Погонина единолично выиграла Кубок. Валентина Гунина и мастер из Перми Светлана Безгодова, а также москвички – международный мастер Светлана Василькова и гроссмейстер Татьяна Грабузова с 6,5 очками поделили 2-5 места. Дополнительный показатель («прогресс») расставил их в указанном порядке.
     На третий день был блиц – 11 туров по 5 минут на партию. На старт вышли 45 шахматисток. Женщины «рубились» кровопролитно. Были в партиях обидные зевки, были невозможные ходы в совершенно выигранных позициях, просрочки времени за пару ходов до мата – в общем, играли эмоционально и зрелищно. А победили самые быстрые. С 1-го тура и до последнего (и я считаю, что это большая сенсация) лидировала юная мастер ФИДЕ Настя Боднарук из С.-Петербурга. Перед последним туром она имела фантастический результат – 9,5 из 10! Однако этого не хватило для победы. Проиграв в последнем туре, Настя заняла 2-е место, а первое с результатом 10 из 11 заняла Валентина Гунина. На целых два очка от второго места отстали поделившие 3-5 места мастера Светлана Безгодова (Пермь), Галина Струтинская (Москва) и Карина Амбарцумова (Казань).
     Традиционный «Суперкубок» вручается шахматистке, набравшей наименьшую сумму мест по результатам обоих Кубков. На этот раз он достался Валентине Гуниной. Выражаю большую благодарность коллективу клуба им. Т. Петросяна и главному судье Людмиле Белавенец за отличную организацию соревнований.