Наши партнеры






Шахматная неделя, №29-2006

1 полоса: Главные новости номера

Цветной разворот: ЦДШ: Фотомоменты первых лет

Проверь себя!

 

КАК ВОСПИТАТЬ ВОЛЮ

     Среди детей, приходящих в шахматный клуб, попадаются такие, которые делятся с тренером своими мечтами, планами, просят советов. Чаще всего задают вопрос: что делать, чтобы осуществить свою мечту? Я отвечаю обычно, что тот, кто собирается посвятить свою жизнь чему-то, должен, не теряя времени, начинать готовить себя к этому. Часто задаю несколько вопросов. Прежде всего спрашиваю, сколько раз он может подтянуться на перекладине. Это отнюдь не праздный вопрос. Ведь будущий профи должен быть здоровым, физически развитым человеком.
     И еще вопрос: как относится ребенок к экзаменам? Дело в том, что все профи, пока они работают постоянно, время от времени сдают экзамены – они обязаны совершенствовать свое мастерство. Если же человек воспринимает экзамены как тяжелое наказание, если теряет дар речи от одного вида экзаменатора (противника), лучше ему не входить в свет юпитеров.
Название изображения     Любой специалист, в том числе шахматист, должен быть волевым, настойчивым человеком, умеющим хладнокровно действовать в самых сложных обстоятельствах. Закалить свою волю может каждый. И начинать надо с самого простого, например, с ежедневной утренней зарядки.
     Каждому понятно, что утренняя физическая зарядка полезна, она дает заряд бодрости, поднимает жизненный тонус. Спросите шахматистов, пренебрегающих утренней гимнастикой, почему они ею не занимаются. Ответы будут самые разные: одному не хватает времени, другой удивляется – что от нее толку, третий честно признается – лень...
А ведь утренние физические упражнения могут стать важнейшим средством воспитания воли. Можно даже с уверенностью сказать, что воздействие этих упражнений на дух человека сильнее, чем на тело. Но для этого необходимо выполнять три обязательных условия.
Первое. Если, скажем, решено делать физзарядку двадцать минут – надо выдержать назначенное время минута в минуту. Упражнения должны выполняться добросовестно, давать определенную нагрузку всем мышцам, а не сводиться к двадцати минутам безалаберного размахивания руками.
     Второе. Зарядка должна начинаться и заканчиваться в определенное время. Никаких отклонений от принятого распорядка допускать нельзя.
     Возможно, кто-то спросит: «А что будет, если, допустим, в какое-то воскресенье я начну делать гимнастику на 10 минут позже?» Конечно, ничего не произойдет. Но человек, желающий укрепить свою волю, не должен позволять себе скидок. Воля крепнет лишь в том случае, если мы сознательно не даем ей расслабляться.
     Третье. Правильно подобрать комплекс утренних физических упражнений. Последние упражнения часто приходится выполнять с некоторым напряжением, и в голове нет-нет да и появляется мысль: «Может, на сегодня хватит?» Но если, к примеру, намечено сделать двадцать пять приседаний, их обязательно надо выполнить.
Физическая зарядка, выполняемая с этими тремя условиями на протяжении длительного срока (не дни, не недели, а по крайней мере месяцы), помогает преодолеть себя – победить инертность, покончить с ленью, научиться лучше управлять собой.
     Вначале бывает трудно заставить себя делать зарядку, но в конце концов она входит в привычку и даже приносит чувство удовлетворения. Я глубоко убежден: утренняя гимнастика – простейшее и самое лучшее средство для начала самовоспитания. Лучшее! Но далеко не единственное. Есть и другие средства, позволяющие тренировать волю.
В наше время редко встретишь человека без часов. Даже дети теперь их носят, хотя бы в мобильном телефоне. Но достаточно ли полно мы используем этот великолепный инструмент в нашей повседневной жизни? А ведь часы могут стать хорошим средством для воспитания воли. Следует взять за правило: я никогда и никуда не опаздываю! Стремясь выполнить это правило, человек достигает двойного эффекта: приучает себя к точности, расчету, исполнительности (а это и есть воспитание воли!) и постоянно экономит время – самое дорогое, совершенно невосполнимое наше богатство.
     Скажем, у человека есть невероятно занимательная, или, наоборот, скучная, но почему-либо нужная книга. Он назначает себе время для чтения книги – час с четвертью – и начинает читать. И вот стрелки делают часовой оборот, минутная проходит еще четверть диска и... стоп!
Книга заинтересовала ребенка, так хочется дочитать до конца главы. Но никакую поблажку давать себе нельзя. И наоборот, читая скучную книгу, ребенок должен быть столь же принципиальным: пока семьдесят пять минут не истекут – читай!
     Тренировать свою волю можно и без помощи часов. Всегда надо быть верным своему слову, предписанию, принятому решению.
     При занятиях с ребятами решениями позиций я не раз замечал: беда юного шахматиста не в том, что он не знает, как решать позицию, а в том, что допускает чисто механические ошибки: путает порядок ходов, «теряет» идею, резко обрывает расчет в варианте, вместо одного хода-кандидата предлагает другой и т. п. Говоришь такому пареньку: твои ошибки из-за того, что ты недостаточно сосредоточен, тебе надо учиться управлять своей волей.
     Кое-кто из ребят спрашивает: «А что надо делать?» Тренеру не надо бояться рассказывать ребятам о себе, о преодолении своих «недостатков»; такие откровенные беседы не подорвут его авторитет.
Я хорошо знаком с гроссмейстером Людмилой Зайцевой – одним из первых выпускников шахматного отделения ГЦОЛИФКа. Ее имя в свое время не сходило со страниц шахматной печати. Прошли годы. Люда стала работать тренером. Мальчишки и девчонки души в ней на чают. Думаете, за былую славу, за победы, за рекорды? Ничего подобного! Конечно, прошлое Л. Зайцевой ученики уважают, но любят ее за то, что она открытая душевная женщина с хорошо поставленной силой воли! Она рассказывает им, как преодолевала свои недостатки, и помогает своим воспитанникам, опираясь на собственные силы, формировать волю, которая помогает им в будущих поединках.
     Рассказывая ребятам о том или ином знаменитом шахматисте или чемпионе, очень важно заметить: этим людям порой было всего на семь-десять лет больше, чем сейчас ученикам. Таким образом, тренер исподволь помогает ученикам осознать природу волевого усилия, ощутить беспокойство за себя: «Восемнадцать лет, а еще ничего путного не сделал!»
     Когда-то Бальзак очень справедливо заметил: «Воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант – это развитие природных склонностей, то твердая воля – это ежеминутно поддерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над препятствиями, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает».
     Образцом волевого стремления был великий М. Ботвинник. Его чаще всего характеризуют как великого волевого игрока, и в основе его успехов ставят железную волю.

Виктор ГОНЧАРОВ,
заслуженный тренер России

   

Обозрение
Рейтинги московских шахматистов
Опросы
Проекты
Деловые шахматы
Дискуссия о работе РШФ
"Шахматная неделя"
№43-2006
№42-2006
№41-2006
№40-2006
№39-2006
№38-2006
№37-2006
№36-2006
№35-2006
№34-2006
№33-2006
№32-2006
№31-2006
Интервью
Взгляд изнутри
Взгляд снаружи
Звездный взгляд
События





Актуально

 Первенство Москвы по классике

 Командный чемпионат Москвы

 Кубки Москвы по блицу и рапиду

 Гран-при Черного моря 2024

Полезно


Рейтинги


Яндекс.Метрика





Новости Обозрение Школа Игра Клуб Тары-бары

Шахматный клуб им. Т.В. Петросяна © 2001-2019